ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ЯТРОГЕННАЯ ВТОРИЧНАЯ КОРТИКО-ГИПОТАЛАМИЧЕСКАЯ АМЕНОРЕЯ В ДИНАМИКЕ ПНЭИ (ПСИХО-НЕЙРО-ЭНДОКРИННАЯ ИММУНОЛОГИЯ)

 In
25 Января 2011

Др. Фабио Ферранти специалист в области акушерства и гинекологии, Рим, Италия

 


КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

В статье приводятся конечные результаты клинического исследования заболевания функциональной (8 случаев) и ятрогенной (5 случаев) аменореи. В исследовании, которое длилось более шести лет, принимали участие 13 человек.

Для лечения этого нарушения изначально использовались органотерапевтические препараты и гомеопатические гормоны. В результате в 11 случаях произошло возобновление менструального цикла с признаком овуляции, в двух – зафиксирована доношенная беременность. Нужно подчеркнуть, что в ходе лечения не было отмечено негативных побочных эффектов. Исследование проводилось по добровольному согласию пациентов.

Ключевые слова: гомеопатия, гомотоксикология, кортико-гипоталамическая аменорея, органотерапевтические препараты, гомеопатические гормоны.

ВВЕДЕНИЕ


Понятие вторичная аменорея означает отсутствие (после регулярного процесса) менструации на протяжении более трех циклов. До недавнего времени кортико-гипоталамическая аменорея определялась путем исключения других диагностических возможностей. Однако недавние открытия в ПНЭИ, а также достижения в области нейроэндокринологии позволили сделать более удовлетворительные заключнения. При гипоталамическом нарушении наблюдается нехватка гонадотропин-рилизинг гормона (ГРГ), необходимого для пульсирующей секреции гонадотропина.

У мужчин пульсирующая секреция ГРГ (синтезированная декапептидная структура медиобазальных частей переднего отдела гипоталамуса, транспортируемая в систему гипофиза) поддерживает секрецию самого гормона. Наибольшее количество ГРГ сосредоточено в дугообразном ядре медиобазального гипоталамуса. Их клетки попадают в медианное возвышение. От нейронов гипоталамуса через портальную сеть капилляров гипофиза от медианного возвышения ГРГ переносится в передний гипофиз, провоцируя воздействие мембранных рецепторов клеток самого гонадотропина. Секреция вещества стимулируется воздействием ионов кальция. Эндогенная секреция ГРГ необходима для сохранения и поддержания концентрации рецепторов в гипофизе и последующей его секреции гонадотропина. Исходя из электрофизиологических опытов над низшими приматами, выяснилось, что в процессе деполяризации нейронов ГРГ выделение вещества происходит каждые 60-120 минут. При этом происходит стимуляция высвобождения лютеинизирующего гормона (ЛГ). Аналогичный результат был получен в ходе исследования на человеке. В случае несоответствия принятой частоте секреции гормона, меняется процесс выделения гипофизарного гонадотропина, что и является причиной прерывания нормального овуляционного цикла. Таким образом, изменения частоты и амплитуды пульсирования ГРГ приводит к неритмичной секреции ЛГ и фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), либо к изменению соотношения двух гонадотропинов. Выделение гормона, отвечающего за выделение гонадотропина, – результат воздействия различных нервных импульсов через нейротрансмиттеры (в основном катехоламины). Кроме нейронов ГРГ в дугообразном ядре гипоталамуса присутствуют и другие нейронные сети, способные выделять бэта-эндорфиндофамин инонадреналин. Так как каждая система вступает в фазу синапсиса с ГРГ, нейротрансмиттеры могут изменять его нейросекрецию.

– Нонадреналин, воздействуя на окончания медианного возвышения в частности на альфа-адренергический рецептор, имеет стимулирующий эффект на выделение гормона.

– Дофамин имеет центральное ингибирующее действие на нейроны гормона (через непосредственную нейросекрецию в портальной циркуляции). Иммуногистохимический анализ подтвердил наличие прямого контакта нейрона дофамина с окончаниями медианного возвышения ГРГ. Таким образом, секреция ГРГ зависит от дисбаланса между стимулирующим воздействием нонадреналина и ингибиторным действием дофамина.

Эндорфины (пептиды, по действию схожие с морфином) задействованы в регулировании секреции гонадотропина на уровне гипоталамуса. Повышенное действие эндогенных опиоидов сильно понижает нейронную активность ГРГ, подавляет функциональность нейронов нонадреналина, нарушает выделение ГРГ на уровне медианного возвышения. Циклические вариации стероидных гормонов в процессе синтеза и выделения эндорфинов гипоталамуса также негативно влияют на функциональность аденогипофиза. В лютеиновой фазе уровень портальной концентрации эндорфинов выше. Дальнейшему его увеличению способствует комбинированное воздействие эстрадиола и прогестерона, что указывает на факт снижения пульсации гонадотропина в лютеиновой фазе при воздействии эндогенных опиоидов. Передняя доля гипофиза состоит из клеток, способных синтезировать и выделять ЛГ и ФСГ. Секреция последнего  требует постоянного интермиттирующего воздействия импульсов ГРГ. В результате понижения уровня выхода гормона от снижения частоты пульсации наблюдается преферентная транскрипция РНК-мессенджера для бэта-субьединици ФСГ, а также преферентное выделение ФСГ (обнаружено на стадии созревания). При условии нормальной частоты пульсации гормона количество выделяемого ЛГ и ФСГ одинаково.

– Функциональная кортикогипоталамическая вторичная аменорея определяется как «отсутствие менструального цикла на период более трех месяцев без анатомических либо органических аномалий». Среди этиопатологических моментов заболевания выделяют психогенную аменорею (стресс), нарушение питания, а также интенсивные и продолжительные физические нагрузки.

_ Подвержение периодическому когнитивному, некогнитивному, физическому либо окружающему психо-эмоциональному стрессу может стать причиной или обострить дисбаланс процессов формирования и метаболизма церебральных биогенных аминов. Последние результаты исследований ПНЭИ продемонстрировали первостепенное значение влияния Абсолютной Стрессовой Нагрузки (совокупности названых выше видов стресса). С точки зрения ПНЭИ нейроэндокринная и иммунная системы действуют соответственно как органы чувств в процессе регулировки когнитивных и некогнитивных факторов, вызывающих стресс. Опыты на лабораторных животных под воздействием острого и хронического стресса показали повышение уровня формирования церебральных катехоламинов, что стимулировало начальную стадию биосинтеза (активизацию тирозингидроксилазы). Патогенез стрессовой вторичной аменореи сопровождается повышением опиоидного тонуса – эндогенные опиоид-пептиды модулируют функцию церебральных нейротрансмиттеров способом расширения, сокращения либо посылания нужного сигнала для синоптической деятельности. Многие исследования также доказали, что воздействие эндогенных стрессоров и стресс-факторов окружающей среды приводит к активизации системы гипоталамус-гипофиз-надпочечная железы. Реакция на стресс соотноситься с повышением активности кортикотропина (адренокортикотропный гормон – АКТГ) и кортисола, а также гормона, который выделяет кортикотропин (АКТ) на уровне гипоталамуса. В данном случае клиническая картина характеризуется избытком суточного уровня кортизола, а также задержкой либо отсутствием реакции на АКТГ и кортизол. Так как повышение уровня АКТ, АКТГ и кортизола препятствует секреции ГРГ и ЛГ, – когнитивный и некогнитивный стресс может стать причиной нарушений менструального цикла и аменореи.

Компульсивные нарушения процесса приема пищи – одна из основных причин менструальных нарушений. С точки зрения ПНЭИ питание соотносимо с полом. Жировая ткань здесь рассматривается как жизненно важное звено между эндокринной и нейроиммунной системами. Не менее важным фактором является и определение значимости лептина для регуляции питания. Этот гормон вырабатывается жировой тканью и обеспечивает информацией церебрально-регуляторные центры. Воздействие лептина на рецептор дугообразного ядра гипоталамуса сохраняет стабильность веса за счет сбалансирования процессов стимуляции и подавления. Фактически, потребность в поглощении пищи – результат пониженного уровня вырабатываемого адипоцитами лептина, и наоборот. Не смотря на это, факт наличия высокого уровня лептина у пациентов, страдающих ожирением, означает также действие лептиноустойчивого механизма в патогенезе некоторых форм ожирения. Абдоминальное ожирение часто сопровождается нарушениями менструального цикла. Наиболее распространенной патологией сферы питания является ожирение от страсти к углеводам. Это самая распространенная зависимость: пища рассматривается как наивысшее удовольствие.

Потеря веса также может стать причиной аменореи. Хотя определяющим фактором является процент жира в общей массе тела, негативное влияние на начало менархе оказывает также критический показатель веса/роста. Для появления менархе объём жирового депо в организме должен составлять не менее 17%. Критический уровень для поддержания регулярного цикла в возрасте после 16 лет составляет 22%; от процента жира в организме зависит появление и прерывание цикла. У женщин с высоким уровнем риска заболевания аменореей наблюдается низкий процент жира (<20%) и недостаток веса (меньше 10% от идеального веса). Заболевания кинорексии и анорексии – наиболее выраженные примеры психогенной аменореи, сопровождаемой значительными изменениями веса. Кинорексия/булимия – это пищевое нарушение, которое характеризуется переменной наклонностью пациента к перееданию и к воздержанию, искусственно спровоцированной рвоте, приему слабительных и/или мочегонных.

Нервно-психическая анорексия – это синдром значительной потери веса (25% идеального веса), искажения формы тела, повышенного внимания к важности пищи и питания, а также одержимо-навязчивого расстройства. 90-95% страдающих булимией/анорексией пациентов – это молодые белые женщины, принадлежащие к среднему или высшему классу. У них явно выражены признаки депрессии, подверженность суициду составляет 2-5%. С улучшением состояния и восстановлением веса уровень гонадотропина повышается, а выделение ГРГ достигает уровня нормы. Однако, не взирая на восстановление нормального веса тела, процесс овуляции наблюдается  не более, чем в 50% случаев.

При заболеваниях булимии/анорексии наблюдается гиперактивация гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы с постоянным (на протяжении дня) выделением кортизола. Это подавляет секрецию гонадотропина, а также ГРГ. Повышение уровня выработки кортизола не связано с проявлениями гиперкортизолизма по причине сопутствующего снижения уровня внутриклеточных рецепторов глюкокортикоидов.

_ Для миллионов женщин регулярные физические тренировки (включая значительные нагрузки) играют важную роль в становлении образа жизни. Так, треть атлетов – женщины. Развитие в обозначенном направлении привело к возрастанию случаев нарушения менструального цикла, олигоовуляции и вторичной аменореи. Наиболее уязвимыми являются женщины, которые занимаются гимнастикой, танцами либо бегом на средние/длинные дистанции (требующие худощавого телосложения).

Пловчихи и велосипедистки, несмотря на соответствующее количество затрачиваемых усилий, менее подвержены угрозе аменореи.

Значительная роль здесь отводится психологическому стрессу в процессе соревнования (угроза заболевания выше у спортсменов, принимающих участие в соревнованиях по легкой атлетике).

С другой стороны, у женщин, интенсивно занимающихся спортом, не наблюдается излишка жира. Процесс изменения телосложения не обязательно сопровождается потерей веса. Физическая активность обеспечивает длительный процесс повышения уровня эндорфина. Основной проблемой является подавление пульсирующей секреции ГРГ в результате торможения эндорфинами дугообразного ядра. Основными характеристиками пациентов, страдающих аменореей в результате интенсивного занятия спортом, являются навязчивый контроль за телом, стресс от соревнований и успеха.

В случае ятрогенной аменореи, вызванной приемом контрацептивных медикаментов, блокирование ГРГ происходит в результате усиленной негативной реакции на эстрогены, либо эндометрической атрофии слизистой оболочки (с ослабленными железами и фиброзной стромой) у пациентов со сниженным гормональным балансом. Содержание эстрогена в малых дозах контрацептивных медикаментов недостаточно для стимулирования нормального эндометрического роста. Таким образом доминирующей причиной возникновения эндометрической атрофии и аменореи является прогестогенный эффект препарата. Исследования функциональной и ятрогенной кортико-гипоталамической аменореи не показали существенных органических изменений гипофизарной системы либо других эндокринных функций, а также патологий либо ведущих к их развитию физиологических изменений. Объективный гинекологический показатель негативен либо означает признаки атрофии генитальной слизистой. Экографический/гормональный мониторинг определяет отсутствие овуляции при нормальном уровне андрогена, кортизола и пролаттина. Стоит заметить, что наиболее распространенным типом по определениям психических/биологических, эмоциональных/умственных особенностей пациентов стал фенотип фосфора. В некоторых случаях наблюдалась большая восприимчивость к стрессорам. Работа проводится с индивидуумами, подверженными хроническому стрессу, невосприимчивости, иммунодепрессии, с людьми с задержкой половой зрелости (в результате эпифизеальной активности и повышения опиоидного тонуса), предшествующими олигоменорее циклами, с возможными осложнениями в сфере питания (особенно в периоды возбуждения либо депрессии).

В таблице фаз гомотоксикологии функциональная и ятрогенная кортико-гипоталамическая аменорея относится к фазе импрегнации.

ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ


Курс лечения (6 лет) проходили 13 пациентов возрастом от 20 до 29 лет, страдающих аменореей сроком от 4 до 8 месяцев без сопутствующих патологий. В 8 случаях причиной заболевания стало воздействие психоэмоционального стресса – 61.5% (романтическое разочарование, расторжение брака, финансовые трудности, новая работа) и пищевого стресса (неправильная диета). В 5 случаях (38.5%) болезнь была вызвана употреблением эстропрогестина в течение 1-2 лет.

У 9 из 13 пациентов (69%) были зафиксированы случаи преждевременных циклов олигоменореи и гипоменореи; у остальных 3 пациентов (33%)  – задержки менархе. Все пациенты регулярно занимались легкой атлетикой; 5 – на уровне соревнований (3 – гимнастикой, 2 – бегом). У 4 пациентов (30.7%) наблюдалось заболевание цервикальной недостаточности, у 3 – анорексии (в возрасте 15-16 лет), у 1 – нервной булимии (в возрасте 18 лет). Во всех случаях обследование половых органов показало удовлетворительный результат, без проявления овуляции. В 5 случаях отмечена изначальная атрофия генитальной слизистой. Экографический мониторинг показал нормальный результат во всех случаях со сниженной плотностью ткани эндометрия (2-4 мм) и без признаков фолликулярной активности. Результаты лабораторного анализа были соответствующими: ФСГ (фолликулостимулирующий гормон) – 2-4 милиед./мл, ЛГ – 0.6-1 милиед./мл, эстрадиол – 14-17 пг/мл, прогестерон – 0.10-0.30 нг/дл, дегидроэпиандростерон – 2.8-3.2 нг/мл, тестостерон – 50-62 нг/дл, андростендион – 1.20-1.80 нг/мл, пролактин – 12-14 нг/мл, ФТ3 – 1.7-2 пг/мл, ФТ4 – 0.8-1 нг/дл, тиреотропин – 0.8-1микроед./мл, кортизол – 9-12 мкргр%

Применение терапевтической стратегии осуществлялось следующим образом:

– системная терапия биотипологии на основе психобиологических или эмоциональных/когнитивных признаков;

– дренажная терапия для стимуляции экскреторной активности;

– применение органотерапевтических препаратов с учетом принципов регулирования для стимуляции иммунной реакции органа (сублиминальные иммунологические механизмы);

– применение гомеопатических гормонов стимулирующего действия (согласно закону Арндта-Шульца о физиологической функции гомологичных гормонов)

– СН-разведение мелатонина для регуляции эпифизарной активности, ингибиторного эффекта на выделение гонадотропина, и ГРГ

– LM-разведение игнации с увеличением степени разведения по методу Кента для основных ментальных аспектов

В начале лечения использовались:

– Calcarea phosphorica 200 C3 месяца вподряд, по 1 дозировочной тубе в месяц

– Lycopodium compositumпо 1 ампуле 2 раза в неделю, перорально (только для 5 пациентов, которые принимали эстропрогестин)

– Melatonin 4C, по 8 капель вечером

– Ignatia 0.6-0.30 LM, по 1 таблетке каждый вечер, в прогрессии (для 6 пациентов, подверженных повторяющемуся когнитивному/некогнитивному стрессу)

– Hypothalamus suisInjeelпо 1 ампуле 2 раза в неделю, перорально

– Ovarium suisInjeel, по 1 ампуле 2 раза в неделю, перорально

– Estradiol 6X, 8 капель с 5-го по 20-ый день месяца

– Progesterone 6X, 8 капель с 10-го по 24-ый день месяца.

При возвращении менструального цикла лечение приостанавливали на неделю, возобновляли в 4-недельный цикл и прекращали снова при каждом последующем возобновлении цикла.

– Лечение продолжалось в течение 4 месяцев после возобновления менструального цикла; принятие капель продолжалось еще 2 месяца.

РЕЗУЛЬТАТЫ


В 11 случаях (84.6%) из 13 возобновление менструального цикла наблюдалось после 3-7 месяцев терапии (в среднем 4 месяца). При этом появление овуляции относится к применению плазматического прогестерона (дозировка: 11-14 нг/мл). В ходе экографического мониторинга также было зафиксировано постовуляторное улучшение. На протяжении курса лечения у 2 пациентов было обнаружено доношенную моноплодную беременность.

ВЫВОДЫ


Гомотоксикологическая терапия, которая использовалась в данном исследовании, способствовала возобновлению менструального цикла с появлением овуляции.

Для достижения аналогичной клинической картины в традиционной медицине используется эстропрогестин(последовательного либо комбинированного применения) либо такие индукторы овуляции, как кломифен, менопаузальный гонадотропин человеческий (МГЧ), пульсирующий ГРГ. В использовании эстропрогестина помимо наличия абсолютных (проявления тромбоэмболического синдрома, нарушения свертывания крови, заболевания печени и сердечнососудистой системы) и относительных противопоказаний (сильная головная боль, гипертония, диабет) наблюдаются также локальные (межменструальные кровяные выделения) и систематические (тошнота, рвота, сильная головная боль, раздражительность, повышение веса, снижение либидо, повышенная чувствительность груди) побочные эффекты. При этом также присутствует специфическое воздействие на глицидный и липидный метаболизм, а также риск появления тромбоэмболических заболеваний и неопластических патологий (в особенности молочных желез). Что касается использования индукторов овуляции, можно ссылаться на еще большее количество осложнений: в дополнение к сосудодвигательным и желудочно-кишечным нарушениям и мастодинии наблюдаются разные уровни развития синдрома гиперстимуляции яичников и многоплодная беременность.

В терапевтическом протоколе гомотоксикологической терапии не зафиксировано никаких противопоказаний, побочных эффектов либо аллергических реакций. Соблюдение режима терапии выполнено в полной мере.

0